Свежие комментарии

postheadericon Воспитатель года — 2017

Эссе

«Детский сад будущего»

 

Когда я впервые пришла в детский сад мне было 17 лет, в этот момент я обучалась в Свердловском областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже и проходила практику пробных музыкальных занятий.

Я открыла для себя мир детского сада и оказалось, что это удивительный, лучезарный и великолепный мир в котором дружно живут и взрослые и дети. И именно на практике я поняла, что не помещение делает детский сад таким теплым, а именно те люди, которые работают в нем и делают все возможное, чтобы их детям было комфортно и интересно приходить каждый день в детский сад.

Конечно, хочется увидеть в будущем детские сады, которые оснащены по последнему слову техники (интерактивное оборудование, ноутбуки, планшетные компьютеры, работотехника), с новой мебелью, не протекающей крышей и новенькими игрушками. С помещениями для всех специалистов: музыкальных руководителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, инструкторов физкультуры и других специалистов. Чтобы в садике было по — домашнему тепло, уютно и просторно.

Говоря эти слова, я вкладываю в них большой смыл. Просторно должно быть как при общении с детьми, так и с их родителями, хочется видеть родителей не только когда они приводят своих детей и забирают из детского сада или приходят на утренник, но и в совместных играх,развлечениях на мастер-классах и участия в различных проектах.

В детском саду будущего обязательно должны быть уголки уединения, на которые как показывает практика, часто не хватает места в групповом помещении из-за небольших площадей. К уже существующим музыкальному и спортивному залам очень удачным дополнением станут: репетиционный зал, зал творчества, бассейн, фитобар, Lego кабинет, библиотека.

Можно долго мечтать и фантазировать о том, как было бы хорошо, если… Но мы живем здесь и сейчас и надо действовать, чтобы потом оглядываясь назад, было приятно вспоминать о достижениях своих воспитанников и своих и поэтому в своей профессиональной деятельности я начинаю двигаться к детскому саду будущего, в котором мои действия и действия педагогов нашего дошкольного учреждения нацелены на активное взаимодействие всех субъектов образования для успешного развития наших детей.

Как я говорила выше, для меня детский сад – это, прежде всего, люди. Если мы обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту Дошкольного образования мы увидим один из параметров работу с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В профессиональном стандарте педагога одним из направлений работы является работа с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, выстраивание партнерских взаимодействий.

В нашем учреждении проходят совместные праздники: «Зарница», «8 марта», «День смеха», «Выпускной», игры КВН, Конкурс «Музыкальная семья» в которых родители принимают активное участие, танцуют, поют и играют вместе с детьми.

От нашей общей сплоченной работы зависит, осуществиться ли моя мечта, чтобы в детский сад с радостью шли не только дети, но и их родители. Ведь только вместе мы сможем открыть перед ребенком все многогранные сказочные тропы по которым мы сначала пойдем все вместе подбадривая наших детей и деля с ними победы, страхи и сомнения. А позже когда они пойдут во взрослую жизнь, они будут знать что их всегда готовы поддержать в любых начинаниях и помочь в трудную минуту.

Аналитическая записка
Введение

Современное общество, переживающее перемены во всех сферах – политической, экономической и духовной – стоит перед острой необходимостью изменений в устройстве общественной жизни в духе гуманизации. Решение проблемы гуманистического развития общества напрямую зависит от уровня воспитания – важнейшего компонента человеческой культуры. В воспитательном процессе возрастает роль человеческого фактора. Основные понятия гуманистической педагогики – «личностный рост», «развивающая помощь» – делают актуальными межсубъектные отношения детей и взрослых, их общение на вербальном и невербальном уровне.

Одной из важных задач дошкольного образования как части общего образования становится коммуникативное развитие детей. В настоящее время наблюдается тенденция все большей компьютеризации общества, при этом не происходит личного общения ребенка с его сверстниками и родителями. Дети приносят в группу детского сада телефоны и планшетные компьютеры, заменяя личное общение на компьютерную игру. Современный образовательный процесс в силу реформации образования и внедрения в него современных образовательных технологий (интерактивная доска, планшетные компьютеры и др.) активно компьютезируется. Сегодня педагогу как технологу, участнику и субъекту образовательных отношений рекомендуется ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий общения, поскольку для гармоничного развития ребенка необходимо пополнение его опыта в общении с окружающими, его коммуникативное развитие.

Коммуникативное развитие может обеспечиваться при помощи различных видов коллективной художественной деятельности, одним из которых является творческое музицирование. Основоположником системы творческого игрового музицирования детей считается немецкий композитор и педагог Карл Орф, обозначивший данное направление как элементарное музицирование. Сегодня его идеи активно развиваются на отечественной почве. Однако на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях проблеме коммуникативного развития детей в коллективном творческом музицировании редко уделяется внимание.

Так же веду работу совместно со специалистами детского сада по направлению Логоритмика. «Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции; у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды» [2, с.5]. НОД и мероприятия с включением логоритмики мы проводим со всеми группами детского сада, особое внимание уделяем детям с нарушениями речевых функций. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарный запас детей; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.
В воспитательной работе я активно вовлекаю родителей воспитанников, которые не только посещают родительские собрания, но и участвуют в различных конкурсах и праздниках, организуемых как в стенах детского сада, так и на районном, городском и областном уровнях.

На протяжении пяти лет мной были разработаны мультимедийные презентации для праздников, консультаций, викторин, конкурсов.

В непрерывно-образовательной деятельности (далее НОД) мной используются элементы работы с интерактивной доской, при которой дети являются непосредственными участниками и исследователями возможностей, предоставляемыми данным интерактивным устройством.

В своей практической деятельности использую возможности программируемых напольных роботов Bee-Bot, которые прекрасно подходят для применения в дошкольной образовательной организации. В управлении эти роботы просты и их отличает дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Данный напольный робот может запоминать до 40 шагов. Так же создаю для робота специализированные коврики, один из них вы можете увидеть в приложении 1.

В течение трех лет являюсь педагогом наставником студентов Свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа специальности «Музыкальное образование».

В 2013 году была награждена Благодарственным письмом Администрации города Екатеринбурга управления образования. В 2014 году получила почетную грамоту Администрации города Екатеринбурга Управление образования.

В 2014 году стала финалистом (очного этапа) конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам. Призером регионального этапа всероссийского конкурса работников образования «Воспитать человека». Победителем Городского конкурса «Педагогическая инициатива».

В 2016 году на фестивале детского творчества «Салют талантов» детский хореографический коллектив под моим руководством занял II место в номинации «Хореография».

Вместе с детьми участвовала в XX и XII Областном фестивале-конкурсе хореографического искусства «Танцуем вместе!!!», дети занимали дипломы I и III степени.

В 2017 году победитель районного конкурса сайтов педагогических работников муниципальных образовательных организаций города.

Основная часть

Инновационные технологии коммуникативного развития детей  в творческом музицировании

При изучении педагогических и психологических исследований мной были выявлены два основных направления развитие коммуникативных умений: вербальное и невербальное общение. К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.

При коммуникации, осуществляемой вербальными средствами языка, людьми передается более обширный и полный объем информации, который доступен большему количеству человечества.

С точки зрения ученых, недостаточно владеть только вербальными средствами, у подрастающего поколения необходимо развивать так же
и невербальную коммуникацию, как более сложному, с точки зрения расшифровки. К невербальным средствам коммуникации относят – жесты, мимику, позы, голосовые, интонационные модуляции речи и т. д.

Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определитель его настроение, чего он хочет или ожидает. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, невербальные средства достоверны (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека.

Работа по данному направлению производится с детьми 6-7 лет.

Формы взаимодействия с детьми, родителями и педагогическими работниками детского сада по данному направлению представлены в Приложении 2.

В своей работе я остановилась на следующих показателях, которые с моей точки зрения наиболее подходят для раскрытия темы:

  • эмпатия (определение ребенком значения жестов и мимики, используемых другим человеком).
  • эмоциональная выразительность (выражение ребенком эмоций, переживаемых в общении с окружающими и при восприятии музыкального произведения);
  • инициативность общения — характеризуется способностью  к самостоятельным, активным действиям в совместной деятельности коллективного музицирования, в умении преодолевать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых.

Диагностическое исследование (дети)

За основу была взята диагностическая методика Н.Г. Куприной.

В Приложении 3 представлены уровневые характеристики коммуникативного развития детей.

Для выявления исходного уровня коммуникативных умений детей мной были проведены диагностические задания по отобранной диагностической методике. Конкретные описания диагностических заданий приведены в приложении 4.

С количественными результатами коммуникативных умений детей по критериям (эмпатия, эмоциональная выразительность, инициативность общения) Вы можете ознакомится в приложении 4а.

По итогам проведения диагностического исследования по направлению «Эмпатия» можно сделать следующие выводы:

Мальчики исследуемых групп проявляют эмпатию меньше, чем девочки, зачастую они не умеют подстраиваться к ритму и эмоциональному настрою партнеров по игре. Больше стараются употреблять вербальную речь, чем невербальную. Затруднение при исследовании на эмпатию были определены у детей, вновь пришедших в детский сад, которые не были ранее организованы в дошкольных учреждениях, это можно так же трактовать таким образом, что дети плохо знают своих одногруппников и их манеру поведения и в связи с этим им сложнее подстраиваться к их жестам и мимике.

Анализируя результаты диагностики, освещающей эмоциональную выразительность, я пришла к выводу, что зачастую в новых игровых ситуациях дети теряются и нуждаются в их корректировки педагогом, игры часто сводятся к крику, и при непринятии его методов игры к агрессивному поведению, а не эмоциональному ее проживанию и изображению мимикой и жестами. Так же в данном направлении диагностики были выявлены лидеры, которым удается все с небольшого количества повторений.

Инициатива общения, результаты данного диагностического исследования так же не отличаются преобладание высокого уровня развития инициативности общения. Довольно большой процент детей, которые нуждаются в помощи сверстников при решении какой-либо творческой задачи.

Таким образом, из представленных выше результатов диагностического исследования мы видим, что коммуникативное развитие детей исследуемой группы, преимущественно, находится на среднем уровне. Поэтому было принято решение подобрать игровой материал, направленный на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста при помощи творческого.

Для своей практической деятельности мной была разработана модель, состоящая из трех блоков в которые входили игровые комплексы, основанные на инновационных технологиях, которые помогли детям развить коммуникативные умения в творческом музицировании, эти комплексы можно разделить на три основных блока. Первый блок нацелен на развитие у детей старшего дошкольного возраста эмпатии, второй блок – на развитии у детей эмоциональной выразительности, третий блок призван раскрыть возможности ребенка в сфере инициативности общения. Все упражнения и творческие задания осуществляются педагогом в процессе игры и использовании игровых ситуаций, в которые дети включаются с большим удовольствием и интересом. С более подробным описанием блоков можно ознакомится в приложении 5. Игровые комплексы представлены в электронном виде на диске в Приложениях 1. В приложении 6 вы можете увидеть фотографии с НОД по творческому музицированию.

Для проведения итогового диагностического исследования мной были выбраны творческие задания, представленные в Приложении 7, уровневые характеристики соответствуют характеристикам, заявленным во входной диагностике исследования, с количественными результатами итогового диагностики вы можете ознакомится в приложении 4а.
Сравнительный анализ результатов входной и итоговой диагностики свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития невербального общения в творческом музицировании и соответствующем росте количества детей со средним и высоким уровнями.
Из проведенной выше диагностики развития невербального общения
у детей старшего дошкольного возраста я увидели положительную динамику, 2015-16 уч.г. была проведена поэтапная работа включающую в себя большой спектр игр по творческому музицированию. Следовательно, смоделированная и внедренная в практику модель развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в творческом музицировании показала себя как результативная.

И в 2016-17 уч.году я продолжила работу по данному направлению.

Логоритмика в детском саду

Совместно со специалистами детского сада в 2016-17 уч.г., провожу занятия по логоритмике. Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание
у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.

Такую работу активной терапии, как логоритмика, мы начали осуществлять после того, как изучили методические рекомендации и практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина).

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале XX века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающая на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Во время НОД соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

— развитие слухового внимания и фонематического слуха;

— развитие музыкального, звукового, тембрового,динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

— развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

— воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

— развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

— формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

— формирование, развитие и коррекиця слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического НОД, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

— занятия по логоритмике проводится музыкальным руководителем и логопедом 1 раз в неделю (желательно во 2–ой половине дня).

— НОД целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а учителяь-логопед осуществляется постоянный контроль за точностью выполнения речевых формул.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые.
Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

В начале учебного года нами была проведена диагностика неречевых психических функций (по Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахе), с которой вы можете ознакомится в приложении 8.

Диагностика проводилась в начале учебного года, музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических НОД.

Критерии диагностики: Слуховое внимание, Восприятие  и воспроизведение ритма, Ориентирование в пространстве, Состояние общей моторики, Состояние мелкой моторики.

С результатами входной диагностики можно ознакомится в приложении 8а. В приложении 9 представлены фотографии с НОД по логоритмике.

Ожидаемые результаты к концу учебного года.
• Сформированность знаний по лексическим темам.
• Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
• Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
• Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
• Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
• Улучшение результатов диагностик развития речи.
• Воспитание бережного отношения к природе, животным.
• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению  со сверстниками и многое другое.

Так же немаловажным показателем эффективности проведенной работы служат публичные выступления, которые стимулируют и повышают результативность, усиливая его привлекательность, воспитывают и концентрируют лучшие качества, помогают ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Дети данной группы представляли свои творческие проекты на праздниках в ДОО, другим группам своих сверстников и ребят младших групп. Всё это способствует оживлению процесса, росту интереса.

 

Заключение

Изучая проблемы описанные в аналитической записке мы установили, что она является актуальной для педагогики периода дошкольного детства. Творческое музицирование и логоритмика являются эффективными средствами развития детей.

Комплексное использование различных форм совместной творческой деятельности: групповые занятия, выступления на развлечениях
и праздниках, привлечение, педагогов и родителей к творческому взаимодействию, приводит к положительному результату.

Результаты проведенной работы, не претендуют на исчерпывающую полноту решения задач по коммуникативному развитию детей, а могут дополняться и расширяться. Работа по данным направлениям может быть продолжена в направлениях: разработка методов и приемов коммуникативного развития детей с учетом их индивидуальных особенностей, разработки и обоснования модели, а в дальнейшем и методики коммуникативного развития у детей других возрастных групп как в детских садах общеразвивающего и компенсирующего типов, повышения качества подготовки педагогов по коммуникативному развитию детей в творческом музицировании и логоритмике.

В процессе своей исследовательской деятельности мной был обобщен опыт работы и написаны статьи представленные ниже:
— в сборнике «Традиции и инновации в педагогическом образовании» по теме «Творческое музицирование как средство в коммуникативном развитии детей», 2015 г.;
— в сборнике «Инновационные процессы в образовании», сборник научных трудов, по теме «Творческое музицирование с детьми старшего дошкольного возраста», 2015 г.;
— в сборнике «Традиции и инновации в педагогическом образовании», сборник научных трудов, по теме «Творческое музицирование как фактор развития невербального общения детей старшего дошкольного возраста», 2016 г.

С целью обмена педагогическим опытом принимала участие в мероприятиях разного уровня:
— Международный круглый стол «Традиции и инновации в современном образовании» г. Екатеринбург, 2015 г.;
— Научно-практическая конференция «Вопросы образования: история, теория, практика» г. Екатеринбург, 2016 г.;
— Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании» г. Екатеринбург, 2016 г.;

За свою педагогическую деятельность имею большое количество положительных отзывов со стороны родительской общественности, которые представлены на сайте дошкольного образовательного учреждения – http://555.tvoysadik.ru/, в разделе «Комментарии», а так же на моем личном сайте в разделе «Вопрос-ответ» http://myzryk.ru/.

Список литературы

Приложения

Приложение 1 (с диска) Игровые комплексы

Приложение 2 (с диска) Инновационные технологии коммуникативного развития детей

 

42697309
Яндекс.Метрика